02 августа. В настоящее время всё больше туристов предпочитают путешествовать по Европе на автомобиле. Как говорится, дешевле и удобно, чем самолётом. Не нужно таскаться с чемоданами, стоять в очередях и ждать «вылетит – не вылетит, долетит – не долетит». В общем, никакой нервотрёпки – захотел, остановился, посмотрел, что захотел по пути. Единственные проблемы – не отсидеть «пятую точку» и не уснуть за рулём. Но единственные ли эти проблемы? Или проблем в пути может возникнуть куда больше?
Что ж будем делиться опытом. Главное на автодорогах Европы знать, где и что нужно платить. Проблем с бандитами на дорогах, которые подрезают, догоняют, встречают на заправках, уже давно нет. В этом плане всё спокойно, хоть в Белоруссии, хоть в Польше. Через Украину в настоящее время вряд ли кто решит поехать, хотя ранее путь через Карпаты в Словакию-Венгрию и затем в Черногорию – Хорватию был довольно популярным, хоть и затратным из-за взяток местным гаишникам.
Впрочем, если кто-то всё-таки планирует такой путь, ведь формально транзит автомобилей с российскими номерами по территории Украины не запрещён, то вам нужно учесть, что это «русская рулетка». Причём шанс отрицательного варианта намного выше. Вот пример: 27 декабря 2015 года несколько семей из Белоруссии собрались в Луцк. Поехали они на микроавтобусе одного из знакомых, скинувшись на бензин.
Проблемы начались прям на украинской границе. Украинским таможенникам не понравилось, что у пожилого водителя – белоруса в автомобиле висит георгиевская лента. «Снимай», - сказал один из пограничников. Водитель им в ответ, мол, вы там с Россией разбирайтесь, а мы-то с вами хорошие соседи. Мы же – белорусы. Как же я сниму ленту, если у меня на войне два деда погибли. Украинские таможенники: «Всё равно, снимай!». Водитель упёрся и не хотел снимать. В итоге, пограничники начали избивать водителя, не смотря на камеры и на протесты других водителей в очереди. Затем к избиению присоединился ещё и пограничный спецназ. Жена водителя попыталась снять ленту и со слезами побежала к пограничникам обменять ленту на супруга. Но тот приказал ей вернуть ленту на место. Получил по полной, но ленту отстоял. Вот такой беспредел творится на украинской границе.
Поэтому в Европу лучше ехать через Белоруссию. Дорога, что из Москвы, что из Санкт-Петербурга прекрасная, однако нужно следить за скоростным режимом. И дело даже не в камерах, установленных вдоль всей трассы. Всё равно штрафы тем, кто едет с российскими номерами, не придут. Дело в живых гаишниках. Взяток они не берут, можно в тюрьму угодить за такое «предложение». У всех сотрудников есть камеры, запись с которых будет доказательством в суде. Рисковать не стоит. Нужно лишь знать, где они «стоят». Таких мест всего три. Часто ловят с радарами сразу после пересечения границы в районе Орши. Гаишники в Орше - самые злые. Почему так – загадка. Ограничение скорости до Орши – 100 км/ч (в основном), в некоторых местах – 70 км/ч. После скоростного смоленского участка бывает сложно перестроиться.
Следующее место – подъезд к Минску – на минской кольцевой. Там гаишники ездят по трассе и «ловят» во встречном потоке. Ограничение скорости 120 км/ч, но трасса идеальная. На таких трассах в Европе ограничений вообще нет, потому что видимость «миллион на миллион», поэтому безопасно можно ехать хоть 200 км/ч. Но, как отмечают даже сами местные гаишники, раньше предлагалось повысить максимально разрешённую скорость хотя бы до 130 км/ч, но не повысили, потому что в Белоруссии имеются проблемы с бюджетом, который нуждается в пополнении. Кстати, пополнение бюджета Белоруссии – это отдельная тема. Особенно страдают те, кто едет на автомобилях не с белорусскими и не с российскими номерами, потому как для них эта трасса – платная. Но узнать об этом, как правило, удаётся поздно. В Белоруссии всё сделано так, чтобы иностранные граждане этого не заметили. При въезде в страну из Польши либо из России нет уведомлений о том, что иностранным гражданам нужно срочно купить транспондер и установить его на лобовое стекло. Более того даже тем, кто знает об этом, ещё нужно поискать места, где продаются эти самые транспондеры. Раньше при въезде на платный автобан в Белоруссии стояли шлагбаумы, и все, кроме россиян и белорусов, платили за транзит. Затем шлагбаумы и пункты взимания платы снесли, езжай – не хочу. Но вдоль всей трассы установили малозаметные камеры, проехал под такой без транспондера – 100 евро штрафа. Так, путь из Бреста в Минск может обойтись в 1000 евро. Для сбора штрафов по трассе передвигаются экипажи «транспортной безопасности» на микроавтобусах.
Третье место, где часто можно встретить гаишников – подъезды к Бресту в районе города Жабинка. Скоростной режим там 120 км/ч и часто и резко чередуется с 60 км/ч. После долгой дороги из Москвы внимание притупляется, поэтому нужно быть предельно внимательными.
Затем – граница и переход «Варшавский мост». Многие россияне раньше ездили через переход «Долмачево», что в 30 км от Бреста. Но несколько недель назад его закрыли на реконструкцию. Поэтому придётся постоять в очереди на границе в Бресте. Днём и вечером прохождение границы займёт пару часов. Есть ещё один вариант – на ночь арендовать квартиру и ехать через границу «Варшавский мост» рано утром, около 6 часов утра – в этом случае пересечение границы займёт около часа. В Бресте аренда квартир – развитый бизнес. Достаточно набрать в любом поисковике запрос «квартиры посуточно в Бресте», и проблем не возникнет. Стоимость квартиры на ночь около $25 – 35. Вечером, кстати, можно посетить Брестскую крепость. К 70-й годовщине Великой Победы этот мемориал был отреставрирован.
Затем – Польша. Туда лучше въезжать с полным баком и разрешёнными 10 л в канистре. Отсюда в Европу ведут две дороги. Первая – на Варшаву. Вторая – на Люблин. Предпочтительнее – первая дорога, она лучше, хотя скоростные ограничения есть и тут. Первые 100 км от Бреста до Седлице нужно внимательно следить за тем, кто едет сзади. Местная полиция на этом участке дороги практикует скрытное патрулирование на гражданских машинах. В основном это неприметный чёрный Opel новой модели, с установленными в салоне камерами. Полицейские в автомобиле тоже в штатском, чтобы потенциальные нарушители не смогли заподозрить неладное. А между прочем, штрафы в Польше немаленькие. За минимальное превышение скорости придётся раскошелиться на $50.
Если вы едете на чужом автомобиле, то у вас могут попросить доверенность. На это достаточно сказать, что в Белоруссии и ЕС доверенности отменены. Этого будет достаточно, вас пропустят. Поляки ничего не скажут про тонированную в круг машину. А вот в Финляндии, например, тонированные автомобилях не пропускают. Польские пограничники зато тщательно проверяют, на какой резине едут гости. С шипами въезжать запрещено.
Видеорегистраторы и антирадары в Евросоюзе не одобряют. Они запрещены, но нарваться на штраф за них можно разве что при пересечении границы. Польские пограничники могут выписать штраф даже если антирадар выключен.
Совет: лучше всего спрятать гаджеты в бардачок, а после пересечения границы можно их снова подключить и использовать. Полицейские на дорогах в Евросоюзе особого внимания на них не обращают.
При возвращении в Россию, нужно знать, сколько подарков можно везти с собой. В принципе, сколько угодно. Но это только в принципе. По правилам – 3 литра любого алкоголя на человека, 5 – 10 кг любых вещей. Если в автомобиле двое взрослых и ребёнок, то ввезти можно 9 литров алкоголя и 150 кг любого «барахла».
Если алкоголя у вас больше, то походите в очереди по границе (по белорусским автомобилям, а лучше по микроавтобусам, где едет много людей). За $5 белорусы, возвращающиеся в Брест или Гродно в основном без алкоголя, могут провезти ваш лишний алкоголь.
Есть ещё один вариант, как провести «лишний» груз. Перед тем как ехать на границу, загляните на вокзал в Тирасполе. Это недалеко от границы. Там можно взять к себе в автомобиль (это называется «на подсадку») белорусов, собирающихся ехать домой. Им можно вообще не платить. Они и без того будут рады, что сэкономили на билете. Кстати, бывает, что белорусы сами подходят к шлагбауму на границе и просят взять их «на подсадку» до Бреста. Этот вариант, пожалуй, самый лучший для того, чтобы провести больше литров алкоголя и больше вещей.
От Варшавы начинается автобан – «автострада свободы». Он – платный, но не дорогой. От Варшавы до границы с Германией на 4 пунктах оплаты придётся отдать примерно 20 евро. Зато ехать можно с любой скоростью, ни полиции, ни радаров.
Автострада упрётся во Франкфурт-на-Одере. О бывшей государственной границе здесь напоминают таблички и мост через реку. Этой дорогой пользуются те, кто хочет посетить Германию, Данию, Голландию или Бельгию. Те же, кто решил попить пива в Праге, посмотреть достопримечательности Италии или покататься на велосипедах по Австрии, вынуждены будут покинуть прекрасный автобан уже через 100 км после Варшавы в районе Лодзи и поехать на Краков-Вроцлав. Автобан там местами и хуже, но полиции в кустах нет, а фотографий с редких автоматических радаров бояться не стоит: штрафы не придут и в базу данных нарушителей вас не занесут. Поэтому Польша в плане путешествий на автомобиле вполне комфортная страна.
А вот от поездок куда стоит воздержаться, так это в Словению. Страна маленькая, объехать её совсем не сложно, автобанов практически нет, но все эти несколько десятков километров платные, так же как в Венгрии, Чехии, Австрии и Словакии. Однако если в той же Чехии полиция редко контролирует, приобрели ли вы автобанную наклейку-винету, то в Словении избежать встречи с дорожным патрулём на автобане не удастся. При этом, если чешские и австрийские винеты действительны 10 дней, то словенская – всего 7, фактически – 6, так как день приобретения фактически засчитывается за полный день, даже если вы купили винету за 10 минут до полуночи. И никакие уговоры, что вы не знали, что нужно покупать винету или что на ней не указан срок действия, не подействуют. И вам придётся заплатить штраф в размере 165 евро и купить новую винету, то есть еще 15 евро. Плюс придётся пообщаться с достаточно неприятными людьми (более злых контролёров, чем в Словении, не сыскать во всей Европе). Причём при подаче жалобы на автобанные службы, которые штрафуют даже при наличии винеты, в словенское посольство результата нет. В посольстве работают либо юмористы, либо не вникающие в суть жалобы люди.
Самая доброжелательная полиция – в Чехии. Там проезд по автобану также по винетам. За отсутствие винет предусмотрен штраф. Многие чехи понимают по-русски, их можно убедить, что вы не знали, что автобан платный. Чехия – страна, где туристов любят и ценят.
В остальных странах ЕС, в принципе, всё одинаковое. Самое дешёвое передвижение – в Германии. Там автобаны бесплатные, бензин один из самых дешёвых в ЕС. Но здесь есть секрет: главное не заправляться на трассе, где бензин стоят больше евро.
Достаточно съехать с автобана на километр и можно заправиться уже на 99 евроцентов.
В Италию нужно въезжать с полным баком, а лучше ещё и с собой иметь канистры. Стоимость даже солярки там стартует от 1 евро 30 евроцентов. На автобане в основном –1,60. Много заправок, где за литр бензина просят аж 1,90.
Кстати, автобаны в Италии прекрасные, платные, но тоже без ограничений. Винета там не нужна, стоят терминалы со шлагбаумами. Всё честно и просто. Стоимость от Венеции до условного центра Италии – Флоренции – 37 евро. Оттуда до Рима – ещё 30.
В Италии есть свой «нюанс» - там сложно парковаться. Везде стоят знаки об эвакуации (но это, в основном, пугалки). Парковать автомобиль, скажем, во Флоренции не страшно. Максимум, положат под дворник квитанцию со штрафом. Кстати в Германии и Франции также предпочитают штрафовать, а не эвакуировать.
А вот путешествующим по Голландии парковаться следует осмотрительно. В Амстердаме могут эвакуировать автомобиль за минуту, прямо у вас на глазах. Аналогичная ситуация и в Португалии: там государство помешано на наполняемости местного бюджета.
Конечно, вряд ли кто-то из массовых туристов рискнёт доехать до Португалии на своём автомобиле, но осмелившимся следует помнить, что за превышение скоростного режима даже на 40 км/ч придётся заплатить штраф в размере 600 евро. Парковка в неположенном месте может стоить 300 евро. Аналогичный размер штрафа и за не пристёгнутый ремень. Поэтому в эту далёкую страну Евросоюза лучше лететь самолётом.