Поездили и хватит. Что ждет автомобильный рынок в будущем

0
1013
автомобильный рынок, рынок авто, продажи на авторынке, что будет с ценами на авто, спад на рынке авто россия, автомобили

01 июня. Автомобильный рынок в России всё ещё растёт, однако параллельно развиваются безрадостные процессы, которые ухудшат ситуацию. Стремительными темпами растут цены на топливо, эксперты предсказывают значительный уровень инфляции, а Минпромторг поспешил завершить спасительный программы господдержки. Период оживления на рынке заканчивается, и к концу года на смену росту может придти резкое падение.

С января по апрель 2018 года продажи автомобилей в России выросли почти на 21%. Казалось бы, отличный результат, которому можно порадоваться (что и делает Минпромторг, прогнозируя дальнейший рост продаж на уровне 7% - об этом в интервью журналистам рассказывал заместитель министра Минпромторга Александр Морозов).

Впрочем, не только Минпромторг оптимистично настроен, многие компании прогнозируют ещё больший рост: «АвтоВАЗ» считает, что продажи в 2018 году вырастут на 12%, Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) считает, что автомобильный рынок вырастет примерно на 10% (до 1,75 млн штук). По мнению главы Комитета автопроизводителей  АЕБ Йорга Шрайбера, на рост авторынка повлияло, в частности, ослабление рубля, люди спешат приобретать автомобили, пока рубль не укрепился. Межу тем, итог 2018 года может оказаться совсем не таким, как предсказывают эксперты.

Поддержки не будет

автомобильный рынок, рынок авто, продажи на авторынке, что будет с ценами на авто, спад на рынке авто россия, автомобили

Весной 2018 года закончилось действие двух программ государственной поддержки авторынка: «Семейный автомобиль» и «Первый автомобиль». За период с января по апрель 2018 года по льготным программам продано 86 000 автомобилей. «Таким образом, установленный на 2018 год целевой показатель в 80 600 автомобилей достигнут, программы успешно завершаются», - сообщили в Минпромторге.

За первые четыре месяца 2018 года на льготных условиях в общей сложности было приобретено чуть больше 106 000 легковых и легковых коммерческих автомобилей:

  • 20 000 автомобилей – по программе льготного лизинга;
  • 47 000 автомобилей – по программе «Семейный автомобиль»;
  • 39 000 автомобилей – по программе «Первый автомобиль».

Последние две программы позволяли получить скидку 10% при приобретении автомобиля в кредит. Подробнее о программах вы можете узнать из нашей статьи «Рынок автокредитов».

Анализируя официальные данные о продажах, видно, что наблюдается явный прогресс. Всего за четыре месяца было продано 545 000 легковых и легковых коммерческих автомобилей, то есть каждый пятый автомобиль был продан в рамках государственных программ, стимулирующих спрос. Несколько лет назад с помощью государственных программ приобретался каждый второй автомобиль.

Означает ли это, что у Минпромторга есть основания для сворачивания программ? Скорее, нет, есть только повод: программы господдержки вроде закончились, а авторынок растёт. Можно не тратить деньги из федерального бюджета на поддержку рынка и публично отчитаться об этом. Но Россия – страна парадоксов: во всём мире цены на нефть падают, а в России цены на бензин растут каждый день.

Итак, что у нас имеется? Вроде бы, средняя заработная плата граждан России, по данным Росстата, растёт, в 2017 году она составила 39 085 руб., что на 7,2% больше, чем годом ранее. Зато по исследованиям НИУ Высшая школа экономики (ВШЭ), реальные доходы населения с 2014 года по 2017 год упали на 19,2%. Согласно выводам ВШЭ, в 2018 году не следует ожидать роста реальных доходов. Иными словами, даже если работодатели подымут заработные платы, все прибавки поглотит инфляция. В результате люди будут откладывать замену автомобиля, продлевая срок эксплуатации уже имеющихся машин.

Крутое пике

автомобильный рынок, рынок авто, продажи на авторынке, что будет с ценами на авто, спад на рынке авто россия, автомобили

Пока что в дилерских центрах (в основном в богатых городах и городах-миллионниках) наблюдается рост продаж, но надолго ли? Большинство дилеров предполагают, что с завершением программ господдержки рост авторынка замедлится, а если экономическая ситуация в стране не улучшится и рубль снова ослабнет, то рынок начнёт падение. То есть после резкого взлёта, рынок уйдёт в пике.

Директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков считает, что падение авторынка случится примерно через год. На наш взгляд, это случится раньше, и государство будет вынуждено вернуться к стимулированию спроса, чтобы не допустить серьёзного падения. Придётся экстренно искать новые источники финансирования, что будет сложно, так как слишком высоко поднята планка по многим программам, обозначенным в майском указе президента РФ Владимира Путина.

В настоящее время самым крупным авторынком в стране является Москва и Московская область, но и здесь темпы роста замедляются и начинают отставать от средних темпов роста по стране почти в два раза. Из первой десятки регионов лидеров высокие темпы роста показали:

  • Республика Башкортостан;
  • Свердловская область;
  • Челябинская область.

В остальных регионах не всё так радужно.

Похоже, даже в богатых регионах начинается падение. Но богатых регионов не так много.  В 67 субъектах России продажи ниже, чем в среднем по стране. Причём в некоторых, особенно на Дальнем Востоке и в Сибири, продажи и вовсе не превышают нескольких десятков новых автомобилей.

Таким образом, даже если в конце года и случится небольшой рост, то это не приведёт к восстановлению рынка до уровня 2013-2014 годов. В лучшем случае удастся достигнуть 60% от тех результатов. И то, это получится, если Минпромторг к осени восстановит хотя бы некоторые меры поддержки автомобильного рынка.

#авторынок #автомобили #поддержкаавторынка #прогнозыроста

Оставить комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here