21 декабря. Интересное для всех водителей решение принял Верховный суд Российской Федерации. В данном решении Коллегия ВС РФ разъяснила, что считать нечитаемыми автомобильными номерами, а что видоизменёнными.
Это решение крайне важно в условиях зимы, когда, сколько номер не очищай, он всё равно через непродолжительное время становится вновь заляпанным. Кроме того, сотрудники ГИБДД стали проявлять усиленное рвение в поиске видоизменённых номеров. Благодаря такому рвению, за судебной защитой обращаются те, чья вина минимальна, а судьи встают на сторону ГИБДД. В итоге такие дела попадают в Верховный суд.
Рассматриваемое дело началось ещё весной 2016 года. Инспектор ДПС остановил в Северо-Восточном округе Москвы водителя – гражданина Чернышова. Инспектору показалось, что велосипеды, которые были установлены на багажнике, закреплённом на фаркопе, закрывают регистрационный знак. На основании этого, инспектор оформил протокол по ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ, согласно которому гражданин Чернышов управлял автомобилем с государственными регистрационными знаками, оборудованными с применением материалов, препятствующих и затрудняющих идентификацию номера. Наказание по данному пункту серьёзное: штраф в размере 5 тыс. рублей или лишение права управления транспортным средством на срок от 1 до 3 месяцев. Мировой судья принял решение оштрафовать Чернышова на 5 тыс. рублей. Водитель с решением не согласился и обжаловал его в районном, а потом в городском суде. Однако все суды поддержали решение мирового судьи.
На этом воитель не остановился и подал в Верховный суд. ВС РФ с выводами судей нижестоящих инстанций не согласился, сославшись на постановление Пленума ВС 2006 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части КоАП РФ». Согласно данному постановлению, объективной стороной состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ, является управление транспортным средством без регистрационных знаков, а также, если знаки установлены не на предусмотренных для этого местах. Или управление транспортным средством с регистрационными знаками, оборудованными с применением материалов, препятствующих или затрудняющих идентификацию знаков.
Из вышеизложенного следует, что для применения данного пункта именно регистрационные знаки должны быть оборудованы с применением материалов или устройств, препятствующих или затрудняющих идентификацию номеров, но не транспортное средство, как в данном случае.
В то же время, водитель всё-таки нарушил Правила дорожного движения в части правил перевозки груза. В п. 23.3 ПДД сказано, что перевозка груза допускается при условии, что он не закрывает регистрационные или опознавательные знаки и внешние световые приборы транспортного средства. Именно за это нарушение водителя должны были привлечь к ответственности по ч. 1 ст. 12.21 КоАП РФ. За данное нарушение предусмотрена ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере 500 рублей.
Таким образом, Верховный суд Российской Федерации постановил переквалифицировать дело и вынести в отношении гражданина Чернышова предупреждение.
Напомним, ранее ВС РФ переквалифицировал наказание водителю, установившему на свой автомобиль номера задом наперёд. То есть лицевая сторона номера была установлена к бамперу автомобиля. Ему инспектор также вменил ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ. ВС РФ посчитал, что в данном случае номера установлены верно и ничем не закрыты, поэтому водителя можно привлечь к ответственности только по ч. 1 ст. 12.2 КоАП РФ, а по данной статье предусмотрено наказание в виде предупреждения или штрафа в размере 500 рублей.