Закон об ОСАГО и право

0
1948
вопросы по ОСАГО, споры по ОСАГО

18 декабря. Накануне обсуждался проект постановления Верховного суда, касающийся ОСАГО. В проекте содержатся пункты о том, что страховщиков обяжут выплачивать не только деньги на восстановление автомобиля, но и компенсацию за потерю товарной стоимости, претензии виновнику аварии пострадавший сможет предъявить только, если лимита страховой выплаты по ОСАГО не будет хватать для ремонта.

Это постановление – упреждающий манёвр. Ещё не до конца вступили в силу новые поправки в законодательство об ОСАГО, а Верховный суд, исходя из судебной практики и с учётом поправок, уже начал разрабатывать систему регулирования данных отношений. Задача довольно важная – организовать единую систему решений в судах разных инстанций.

В постановлении чётко сказано, какие суды, в каких случаях могут принимать решения по таким делам, а также сказано, чем они должны руководствоваться при вынесении своих решений.

Согласно внесённым поправкам в закон об ОСАГО предусмотрен претензионный порядок. Если потерпевший автолюбитель не доволен суммой выплаты или скоростью принятия решения, то он вначале должен направить претензию страховщику. Если ответ в установленные сроки не поступил, тогда автолюбитель может подать в суд.

Верховный суд в проекте постановления чётко указал, что даже если страховщик привлекается в качестве соответчика, то досудебная попытка урегулировать спор должна быть, в противном случае иск будет отклонён. Это правило касается всех случаев, наступивших после 01 сентября 2014 года.

В проекте постановления также определено, что выдача страхового полиса является доказательством заключения договора ОСАГО. Дополнительных бумаг от автовладельца никто требовать не должен. Единственное исключение, если бланки были похищены. В этой ситуации до наступления страхового случая страховщик, агент или брокер должны подать заявление в уполномоченный орган.

Дополнительным плюсом для автомобилистов является то, что эксплуатацией автомобиля считается всё, что связано с его передвижением в пространстве, в том числе буксировка. Верховный суд также определил место эксплуатации – автомобиль может везде перемещаться. До сих пор эти вопросы были поводом для судебных разбирательств.

Верховный суд также отметил, что размер страхового возмещения теперь определяется в соответствии с Единой методикой, которую утвердил Центробанк. При этом если разница в оценке стоимости восстановительного ремонта между требованием истца и выплатой, произведённой страховщиком, меньше 10% - это статистическая погрешность. В этом случае иски рассматриваться не будут.

Одновременно, Верховный суд указал, что к реальному ущербу, который возник в результате дорожно-транспортного происшествия, наряду со стоимостью восстановительного ремонта и запасных частей, относится также утрата автомобилем товарной стоимости. Таким образом, Верховный суд, поставил точку в давнем споре. Страховщики против такого подхода. В Верховном суде также нет единства по этому вопросу. Поэтому неизвестно, войдёт ли этот пункт в итоговый документ.

Ещё один важный для автолюбителей пункт говорит о том, что иски к виновнику аварии потерпевший может предъявлять только в том случае, если лимита выплат по ОСАГО не хватило на восстановительный ремонт. Таким образом, поставлена точка в другом давнем споре. Недовольные выплатами потерпевшие предъявляли претензии виновникам, чтобы они компенсировали разницу между стоимостью ремонта и полученной выплатой. Теперь такой иск предъявить будет невозможно.

Ещё один момент, который судьи предлагают включить в данное постановление – это возможность взыскания со страховой компании стоимости экспертизы, если она потребовалась, сверх лимита выплат по ОСАГО. Это связано с тем, что если оплата ущерба по ОСАГО находится на уровне лимита выплат (на сегодняшний день эта сумма составляет 400 тыс. рублей), то оплата экспертизы сократит эту сумму, что будет являться нарушением прав потребителя.

Напомним, что вы всегда можете задавать нам ваши вопросы. рассказывать о спорных ситуациях на дорогах, делиться своим опытом и курьёзными случаями, пишите нам, оставляйте свои комментарии, быть может именно ваш опыт поможет другим не совершать ошибок.

Оставить комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here