16 июня. В возрасте 89 лет умер народный артист Алексей Баталов. Его смерть подытожила эпоху в кино, когда о киногероях спорили на работе, в газетах, университетах и дома. Когда кино в России было больше, чем кино – оно было одним из важных жизненных ориентиров.
Великий, поистине великий русский актёр Алексей Баталов скончался рано утром 15 июня в одной из клиник Москвы. По словам друга Алексея Баталова Владимира Иванова, актёр умер во сне – лёг спать вечером, а утром уже не проснулся.
Прощание с великим артистом пройдёт в столичном Доме кино, отпевание пройдёт в храме иконы Божьей Матери на Ордынке, погребение – на Преображенском кладбище.
«Много нужно глубины душевной, дабы озарить картину, взятую из презренной жизни, и возвести её в пёрл созданья», - писал Гоголь в своей поэме «Мёртвые души». Это для искусства правило непреходящее: есть личность – есть искусство. Алексей Баталов был личностью. Его жизненные принципы, душевные качества и его убеждённость магически воплощались в его персонажах, давая им масштаб, энергию и неповторимое обаяние.
Автор фильма «Москва слезам не верит», получившего Оскар, вспоминал, как выбор именно Алексея Баталова на эту роль перевернул всю концепцию роли и как Гоша из «хамового мужчины, говорившего всем гадости и колкости», превратился в «рабочего интеллигента» и «аристократа золотые руки», способного установить свои правила в жизни героини. Феминистки до сих пор скандалят при виде картины, но и они не могут не признать, притягательность героя, его внутреннюю красоту, силу и чистоту.
Нам повезло, что мы жили в одну эпоху с таким великим актёром. Алексей Баталов в кино произвёл настоящую революцию. Конечно, не в одиночку, в эпоху «оттепели» начали появляться вместо персонажей, отлитых в бронзе, живые и думающие герои. Сейчас сложно представить, какой переворот в умонастроениях общества совершили первые роли Баталова: рабочий парень в ленте «Большая семья» и простой шофёр в «Деле Румянцева», «своего парня» Бориса Чиркова и монументального Бориса Андреева. И оказалось, что можно и нужно сопротивляться, что временем теперь востребован человек с самостоятельной жизненной позицией.
Причём даже картина «Дама с собачкой», где диалогов было минимум, также несла в себе взрывное ощущение непривычной свободы – свободы чувств, права человека на свободу личной жизни. Герои картины противостояли обществу и уже этим «революционизировали» умонастроения. Простая история в трактовке актёров Алексея Баталова и Ии Саввиной воспринималась как дуновение из другого мира. Более открытого, раскованного и естественного.
Символами времени стали Иннокентий Смоктуновский и Алексей Баталов в фильме «Девять дней одного года» - романтики и прагматики, физики-ядерщики, идущие на встречу опасности. Кино перестало транслировать в массы официальные установки, а говорило с обществом на равных, думая вместе с ним, споря и сомневаясь. Этот мощный рывок в будущее без предрассудков, Баталов воплощал идеально.
Он был больше чем кинозвезда. Если в те годы вся Америка делала макияж, как у Мерлин Монро, граждане Советского Союза сверяли по Баталову свои мысли и жизнь. Картину «Девять дней…» в кинотеатрах посмотрели 25 млн человек, по опросам журналистов «Советский экран», Алексей Баталов был признан актёром года.
Своей игрой Баталов смог воплотить то, что называется национальной идеей. В мировом кино таких персонажей не так много: во Франции таким актёром был Жерар Филип, в США – Джон Уэйн, в Италии – Анна Маньяни. Баталов с присущим ему обаянием и интеллигентностью смог вернуть в российское кино великую литературную традицию, заставившую весь мир предполагать в русских особую стать и сложность душевной организации. Герои Алексея Баталова сочетали в себе и прошлое, и будущее, в которое шёл, рискуя собой, его герой Гусев из «Девяти дней…». Они утверждали, может ломаться общественный строй, но национальный характер не сломить.
И тут имеет смысл вспомнить о семье Алексея Баталова. Племянник знаменитого актёра Николая Баталова, сын Владимира Баталова и Нины Ольшевской, выросший в кругу таких людей, как Шостакович, Булгаков, Светлов, Мальдельштам, Раневская, Зощенко, подружившийся с Анной Ахматовой, Алексей Баталов не мог не стать актёром. На киноэкраны Алексей попал уже в 16 лет, сыграв в фильме «Зоя».
Алексей Баталов мог любую роль, даже второстепенную, превратить в главную. Такой феномен произошёл в фильме «Летят журавли» - первом и единственном (пока что) русском фильме, получившем Золотую пальмовую ветвь Каннского фестиваля. Герой Алексея Баталова появляется в начале картины и потом уходит на фронт и погибает. Но эти кадры его лица сопровождают зрителей весь фильм. И это чувство возникает не только от этого героя, но и от образов, созданных Баталовым в фильмах «Живой труп», «День счастья», «Дорогой мой человек» и других фильмах.
Свою последнюю настоящую роль великий актёр сыграл в фильме «Москва слезам не верит», который вышел на экраны более 35 лет назад. Вероятней всего, актёр понял, что меняется эпоха, а с ней и уходит его герой. Приходит иррациональная эпоха пофигизма, с которой он так и не смог найти общий язык. Потому что он до конца жизни был верен таким понятиям, как профессиональная честь и служение идеалу. Уже немногие могут вспомнить, за что Алексею Баталову должно быть благодарно новое, более свободное поколение. Его фильмы теперь принадлежность киноархивов и киноклубов, их всё реже показывают по телевидению, видимо потому, что язык надежды, которым они с нами говорили, становится менее актуальным и понятным.
Но порыв к свету и надежда на лучшее вернётся, как всегда возвращается оттепель после морозов. И взгляд Алексея Баталова вновь будет согревать наши души и сердца, вселяя в них надежду и веру в светлое будущее.
Не возможно поверить , что этого замечательного ЧЕЛОВЕКА больше нет на земле………….Искренние соболезнования нам всем и его родным