А мне летать охота

0
1713
летающие автомобили, летающие машины, история летающих машин, автомобиль Гленн Кертис, Autoplane, летающий танк, Airphibian, ConvAirCar , Cessna Skymaster, Aerocar, Terrafugia

После того как первые испытатели – братья Райт, поднялись в небо на первом самолете, умы изобретателей захватила идея попытаться создать летающий автомобиль. Однако, несмотря на кажущуюся на первый взгляд простоту идеи, реализовать ее на практике оказалось невероятно трудно.

Первая попытка

Первым создать летающий автомобиль попытался американец Гленн Кертис. Его детище получило название Autoplane. Данный экземпляр представлял собой этажерку с тремя рядами крыльев, размах которых был 12 м. Крылья были закреплены над трехместной алюминиевой кабиной, похожей на автомобильный кузов. Данное изобретение обладало четырехколесным шасси, колеса которого, в отличие от обычного автомобиля, не были связаны с мотором: для движения по земле (впрочем, как и по воздуху) он должен был использовать пропеллер, который располагался позади кабины. Данная разработка была продемонстрирована общественности в феврале 1917 года на авиационном салоне в Нью-Йорке.

летающие автомобили, летающие машины, история летающих машин, автомобиль Гленн Кертис, Autoplane, летающий танк, Airphibian, ConvAirCar , Cessna Skymaster, Aerocar, Terrafugia

Публика пришла в восторг от такой диковинки. Но после того как стало известно, что модель еще не опробована, восторг утих. Во время испытаний Autoplane совершал лишь длинные прыжки по аэродрому и на несколько секунд зависал в воздухе, после чего падал обратно на землю к разочарованию зевак.

летающие автомобили, летающие машины, история летающих машин, автомобиль Гленн Кертис, Autoplane, летающий танк, Airphibian, ConvAirCar , Cessna Skymaster, Aerocar, Terrafugia
Первый прототип летающего автомобиля, представленный американцем Гленном Кертисом в 1917 году, так и не сумел взлететь

Эта неудачная попытка надолго отбила желание изобретать летающий автомобиль. Изобретатель, осмелившийся пойти по стопам Кертиса, объявился лишь через два десятилетия. Этим смельчаком стал Вальдо Ватерман, который создал Arrowbile. Несмотря на такую разницу во времени, Arrowbile был очень похож на своего предшественника. Так же как и Autoplane, новое изобретение обладало единственной тяговой силой на небе и на земле – пропеллером, находящимся в задней части кузова. Однако были и отличия. Ватерман построил свою модель по безхвостовой схеме, оснастил отстегивающимися крыльями с размахом 11 м. А самое важное – его модель могла летать! Двигатель был способен разогнать модель в воздухе до 180 км/ч. На земле максимальная скорость составляла 90 км/ч (на ровном прямом участке дороги).  Управляемость и торможение у данной модели были неважными. Неудивительно, что инвесторы не заинтересовались таким изобретением.

летающие автомобили, летающие машины, история летающих машин, автомобиль Гленн Кертис, Autoplane, летающий танк, Airphibian, ConvAirCar , Cessna Skymaster, Aerocar, Terrafugia
По летным качествам «Стрелобиль» Вальдо Ватермана не уступал обычным легким одномоторникам, но конкурировать с автомобилями ему было сложно

Советский летающий танк

В СССР к летающим автомобилям относились с прохладой. Военные не видели в этом толка, а на гражданке такие автомобили были и вовсе ни к чему. Однако с началом Великой Отечественной войны задумались о разработках западных коллег. Было решено создать летающий танк! Красная армия остро нуждалась в больших десантных самолетах, которые были бы способны перебрасывать тяжелое вооружение за линию обороны, летающие танки могли бы помочь решить эту проблему. Работу над разработкой летающего танка доверили одному из самых выдающихся советских авиаконструкторов – Олегу Константиновичу Антонову, который начал его разработку в конце 1941 года. Времени на разработку было очень мало, но Антонов не подвел. Уже к лету 1942 года был построен первый прототип летающего бронеавтомобиля.

летающие автомобили, летающие машины, история летающих машин, автомобиль Гленн Кертис, Autoplane, летающий танк, Airphibian, ConvAirCar , Cessna Skymaster, Aerocar, Terrafugia

Летающий танк представлял собой легкий танк Т-60, на него надевался планер с крыльями с размахом 18 м. Управление осуществлялось с места механика-водителя, куда подводились тросы, соединенные с элеронами и закрылками. На корпусе бронеавтомобиля крепились зеркала заднего и бокового обзора для улучшения обзорности. Однако существовала и другая проблема – большой вес танка. Для решения этой проблемы танк пришлось в буквальном смысле «раздеть».  Танк лишился всего вооружения, фар, боеприпасов, его баки были практически полностью осушены. Несмотря на все старания, танк остался очень тяжелым (общая масса конструкции составила 7,8 тн, из них 2 тн – сам планер). В результате при первом испытании после взлета, летающий танк начал терять высоту, только благодаря мастерству летчика-испытателя Сергея Анохина, трагедии удалось избежать. Пилот смог посадить танк в нескольких километрах от аэродрома. После этого случая высшее военное руководство СССР поставило крест на разработке летающего танка.

Попытка номер …

После окончания войны о разработке летающего автомобиля заговорили вновь. В 1946 году американец Роберт Фултон создал самолет Airphibian, у которого хвост, пропеллер и крылья были съемными, а шасси было сделано по 4-колесной схеме. Фултон, изучив опыт своих предшественников, решил использовать в своей модели для передвижения по земле не воздушный винт, а прямой привод колес. Принимая такое решение, Фултон думал, в первую очередь, о безопасности окружающих, ведь одно дело парить в безлюдной вышине, и совсем другое – ехать по обычной дороге, где в любую секунду под «мясорубку» вращающихся лопастей может попасть пешеход. Со снятыми крыльями и винтом Airphibian мог спокойно передвигаться по обычным дорогам. Максимальная скорость «Воздушной амфибии» составила 80 км/ч. При этом модель неплохо летала, став первым транспортным средством, получившим сертификат от Федерального управления гражданской авиации США. Данный сертификат открыл для изобретения небо США.

летающие автомобили, летающие машины, история летающих машин, автомобиль Гленн Кертис, Autoplane, летающий танк, Airphibian, ConvAirCar , Cessna Skymaster, Aerocar, Terrafugia

В 1947 году компания ConvAirCar представила свою версию летающего автомобиля. Их идея была проста, как все гениальное. Конструкторы решили ничего не изобретать, а просто прикрепить к крыше автомобиля остов легкового одномоторного самолета. Органы управления самолетом выводились в салон автомобиля, при этом летающая надстройка могла отсоединяться, а летающий автомобиль превращался в обычный. Для того чтобы осуществить «превращение» на стоянке к автолету  крепились специальные опоры, фюзеляж отсоединялся от крыши – автомобиль мог спокойно выезжать из-под летающей надстройки. Большой плюс данной модели – подобной переделке мог подвергнуться практически любой легковой автомобиль – достаточно подобрать крылья подходящего размаха и двигатель  соответствующей мощности. Кстати, летающий танк использовал тот же принцип, что и ConvAirCar Model, с тем лишь различием, что вместо надстройки-самолета Антонов использовал более дешевую и простую надстройку-планер.

летающие автомобили, летающие машины, история летающих машин, автомобиль Гленн Кертис, Autoplane, летающий танк, Airphibian, ConvAirCar , Cessna Skymaster, Aerocar, Terrafugia

Модель ConvAirCar с честью выдержала пробные испытания. Однако через 3 недели после тестов произошла трагедия, которая оборвала жизнь пилота-испытателя. Во время испытаний в авиационный двигатель перестало поступать топливо, и модель рухнула вниз. После несчастного случая все работы по данному проекту были прекращены. Позже, в 1973 году, аналогичная трагедия произошла с другим летающим аппаратом – AVE Mizar, унесшая жизнь его создателя – Генри Мизара. Его летающий аппарат был создан по той же схеме, что и ConvAirCar: к крыше легкового автомобиля Ford крепился одномоторный самолет Cessna Skymaster. Эти трагедии выявили серьезные недостатки такой конструкции – высокая взлетная масса и, как следствие, используемые на пределе летательные возможности самолета-носителя и проблемы с аварийным покиданием салона.

летающие автомобили, летающие машины, история летающих машин, автомобиль Гленн Кертис, Autoplane, летающий танк, Airphibian, ConvAirCar , Cessna Skymaster, Aerocar, Terrafugia
Автолет Генри Мизара, сделанный из Ford и Cessna Skymaster

В 1956 году был создан Aerocar – модель (детище одноименной компании), построенная с учетом печального опыта предшественников. Данная модель отличалась необычной внешностью, в которой угадывалось сходство с блохой. Крылья автолета были съемными, причем автолет мог таскать крылья за собой как прицеп. Это обеспечивало невероятную мобильность: можно было приземлиться на одном аэродроме, а взлететь с другого! По летным качествам модель не уступала легкому самолету. После нескольких публикаций в СМИ, была запущена рекламная компания, призывающая приобретать это чудо техники. Однако, несмотря на все достоинства модели, желающих ее приобрести было не так уж и много. Компания Aerocar осознала, что при таких объемах спроса, их проект не окупится. И компания поспешила объявить себя банкротом.

летающие автомобили, летающие машины, история летающих машин, автомобиль Гленн Кертис, Autoplane, летающий танк, Airphibian, ConvAirCar , Cessna Skymaster, Aerocar, Terrafugia
ридуманная компанией Aerocar «летающая блоха»

Необычный летательный аппарат

В 2008 году компания Terrafugia представила летающий автомобиль, превосходящий все аналогичные модели, существовавшие ранее. Эта модель сконструирована по всем канонам авиастроения. Его корпус изготовлен из прочных композитных материалов. В кокпите размещены два кресла, в которых размещается пилот и пассажир. Модель оснащена небольшим отсеком для багажа. Позади кабины расположен 100-сильный бензиновый мотор Rotax, который вращает винт и задние колеса, передавая крутящий момент через бесступенчатый вариатор. Для езды по обычным дорогам основные несущие плоскости крыльев складываются: их трансформация происходит автоматически менее чем за полминуты (пилоту нет необходимости покидать кабину). Дальность полета модели  Terrafugia составляет 740 км, скорость в воздухе – 185 км/ч.

летающие автомобили, летающие машины, история летающих машин, автомобиль Гленн Кертис, Autoplane, летающий танк, Airphibian, ConvAirCar , Cessna Skymaster, Aerocar, Terrafugia

Однако чтобы начать продажи летательного аппарата, необходимо было получить сертификат от Федерального управления гражданской авиации США. Вот здесь компания Terrafugia Transition столкнулась с проблемой. Для того чтобы их разработка была сертифицирована как легкий спортивный самолет, для допуска к управлению которого необходимо лишь окончить курсы и налетать 20 тренировочных часов, модель должна весить не более 599 кг. Сначала Terrafugia укладывалась в эти рамки, однако, поскольку это еще и автомобиль, то на финальной стадии проектирования в его конструкцию были внесены изменения по части безопасности. Для того чтобы автомобиль смог пройти краш-тест в него были установлены подушки безопасности и обтекатель с зонами запрограммированной деформации.

летающие автомобили, летающие машины, история летающих машин, автомобиль Гленн Кертис, Autoplane, летающий танк, Airphibian, ConvAirCar , Cessna Skymaster, Aerocar, Terrafugia

В итоге масса летательного аппарата увеличилась, что поставило крест на его «легкой» сертификации. Компания уже готовилась к процедуре банкротства, как случилось чудо. Федеральное управление гражданской авиации США, не устояв под градом писем от Terrafugia, пошло на встречу и закрыло глаза на небольшое превышение допустимой массы.  Получив сертификат, компания начала сбор заказов. Желающим стать обладателем данного аппарата необходимо внести депозит в размере $10 000 и при получении заказа доплатить $184 000. Уже нашлось около двух сотен желающих, что позволило загрузить мощности компании.

Оставить комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here