Венки под запретом

0
1728
венки по обочинам дорог, венки на обочине, мемориалы на обочине, запрет ставить венки на обочине

В Государственной думе подготовлен законопроект на крайне деликатную тему. Тема, затронутая в документе, не просто горячая, для многих она болезненная. Речь в законопроекте идет о псевдонадгробиях и венках на обочинах, которые в последнее время придают нашим дорогам кладбищенский вид.

Изменения, которые предлагается внести, касаются и дорожников, и автовладельцев, всех, кто поселился недалеко от трасс. С другой стороны, изменения могут напрямую коснуться тех, чьи близкие погибли в ДТП, в результате несчастного случая, преступления, а таких тоже не мало.

Странная ситуация сложилась вокруг установок мемориалов, псевдомогил и прочей атрибутики на местах смерти. Те, кто хоть когда-то ездил по дорогам страны, не мог не заметить: в последние годы мода ставить обелиски, обманки-надгробия, возводить на месте трагедии беседочки, вешать там картины и венки приобрела характер поветрия. Не следует забывать, что хоть все это возводится из лучших побуждений, но в местах для этого не предназначенных, - на обочинах дорог, у домов придорожных деревень, мостах и перекрестках.

Явление получило такое распространение, что ученые-этнографы пишут о нем в монографиях и даже защищают диссертации. По-научному эти памятные знаки называют «кенотафы». Кенотафами могут быть как строгие стрелы, так и ненавязчивые венки. На месте гибели ставят части автомобилей, искореженных аварией, что пугает проезжающих мимо.

венки по обочинам дорог, венки на обочине, мемориалы на обочине, запрет ставить венки на обочине

Общая черта кенотафов – под ними нет могил. Тела погибших захоронены на кладбищах. Очевидно, что на кладбище над могилой, следуя традиции, родственники ставят крест, полумесяц или памятник. На месте происшествия же близкие погибшего увековечивают просто само место смерти.

Есть еще одно сходство, которое объединяет такие разные знаки памяти – и пафосный гранитный мемориал, и скромный обелиск, сваренный из листов металла. И тот и другой установили, не спросив разрешение ни у коммунальщиков, ни у дорожных служб, ни у тех, кто живет неподалеку, ни уж тем более у тех, кто проезжает мимо места, где когда-то произошла авария.

Эта традиция уже так плотно вошла в нашу жизнь, что мы даже не помним, когда это все началось.   Ученые Евгений Сафронов и Михаил Матлин совершили три экспедиции по трассам (федеральным, административным, районным и сельским), они насчитали 278 памятных знаков на 670 км. Не на всех знаках сохранились данные о том, кому и когда они были установлены. Таких, явно забытых теми, кто их установил, знаков была треть. Когда же ученые проанализировали кенотафы, на которых сохранились даты, они пришли к интересному выводу. 1980-ми годами были отмечены всего 3% кенотафов, 1990-ми – 28% памятных знаков, 2000-ми – 53,5%, с 2011 по 2013 год – 15,5%.

Понятно, что такое обилие кенотафов, с одной стороны, вызвано увеличением количества автотранспорта, а значит, неизбежным ростом количества автокатастроф. Но это не единственная причина. Ученые считают, что факт увековечивания именно места смерти человека связан еще и с потерей некогда существовавшей традиции похорон.

И работники ЖКХ в городах, и дорожные службы, и сотрудники ГИБДД тоже люди. Без особой нужды, никто такие самостийные псевдомогильники не сносит.

венки по обочинам дорог, венки на обочине, мемориалы на обочине, запрет ставить венки на обочине

Комментируя сложившуюся ситуацию, депутат от ЛДПР, работающий над проектом о запрете псевдомогильников, Валерий Селезнев отметил: «Тема болезненная. Я понимаю чувства близких, но ведь в России в ДТП каждый год гибнут десятки тысяч людей. И многие сочувствующие считают своим долгом отметить место аварии похоронными венками, искусственными цветами, памятниками, импровизированными могилами. Причем могил под этими сооружениями нет, это противоречило бы закону и традициям. Это могилы – обманки. И все это сооружается вдоль дорог».

Такие напоминания о смерти заставляют тяжело задуматься, погрузиться в свои мысли, а это недопустимо при езде за рулем автомобиля – вождение требует максимальной концентрации и внимания. Как следствие – новые причины катастроф.

Что же предлагают депутаты? Запретить установку и размещение мемориалов, венков и прочей похоронной атрибутики в границах придорожных полос автомобильных дорог.

Данная идея не нова. Положить конец траурной моде предлагали депутаты Заксобрания Тверской, Тульской, Ленинградской, Свердловской областей, Татарстана, Кабардино-Балкарии и Еврейской автономной области.

У противников данной инициативы свои доводы: увидев венок или псевдомогилу, водители сбрасывают скорость, становятся собраннее.

Комментируя данные доводы, руководитель общественного движения «Федерация автовладельцев России» Сергей Канаев, рассказал, что венки и мемориалы вдоль дорог, к сожалению, собранности водителям не добавляют.

- Похоронная атрибутика никого не спасает, иначе бы на наших дорогах не появлялись каждый год все новые и новые венки. Дорога не должна превращаться в кладбище. Понимаю, что убирая существующие мемориалы, можно ввергнуть близких погибшего в отчаяние, но мы убеждены: нужно запретить ставить новые. А для того чтобы обратить внимание водителей на сложные и опасные участки дороги, имеет смысл поставить желтые знаки «Внимание, опасный участок дороги, здесь погибло столько то человек». Это не будет вносить излишнюю тревожность, но предупредит водителя – будь осторожен.

Оставить комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here