QR-коды для еды

0
490
QR-коды, маркировка продуктов, молоко, маркировка молока, почему растут цены на молоко

14 июня. В ближайшее время на каждой упаковке молочной продукции может появиться QR-код. Он позволит потребителям отслеживать все перемещения молочного сырья от производителя до поставщика.

Молочная продукция станет первой категорией продуктов, которая присоединиться к новой концепции маркировки еды в России. Для молочных продуктов будет использована предложенная Минпромторгом система маркировки – QR-коды.

По замыслу, это позволит отследить все этапы перемещения молочной продукции.

Система слежения за молоком

QR-коды, маркировка продуктов, молоко, маркировка молока, почему растут цены на молоко

В ноябре 2017 года премьер-министр страны Дмитрий Медведев поручил к 2024 году разработать систему полного отслеживания оборота товаров от производителей до конечных потребителей. Позже была одобрена идея создания единого оператора системы цифровой маркировки товаров на базе ООО «Оператор ЦРПТ» (дочернее предприятие Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ), принадлежащее миллиардеру Алишеру Усманову, компании инвестора Алексадра Галицкого и госкорпорации «Ростех»).

Принцип отслеживания будет работать так: в электронном документообороте фиксируются все операции, связанные с перемещением товара с момента нанесения на производстве QR-кода и до попадания в розничную торговую сеть.

Общую концепцию планируется утвердить в этом году, однако в некоторых отраслях отслеживаемость ввели уже заранее. Так, проведено чипирование на рынке меховых изделий, стартовали эксперименты по маркировке табачных изделий, введена добровольная маркировка лекарственных препаратов. В итоге: если в 2015 году объём легальных продаж меховых изделий составлял 7 млрд руб., то после введения обязательной маркировки он вырос до 59 млрд руб. в год.

Крупнейшая компания по переработке молока Danone заявила о желании участвовать в пилотном проекте. Компания подписала с ЦРПТ соглашение о сотрудничестве.

Сколько стоит эта система

QR-коды, маркировка продуктов, молоко, маркировка молока, почему растут цены на молоко

Тестирование системы будет продолжаться около года, затем власти планируют распространить маркировку на всю молочную отрасль, а в ближайшие несколько лет – на всю пищевую отрасль. Для бизнеса это означает увеличение расходов, ведь как-то так сложилось в России, что желание государства что-то контролировать ведёт к увеличению затрат у самого контролируемого.

В итоге бизнес будет вынужден приобрести специальное оборудование для нанесения QR-кодов, для их сканирования, а также программное обеспечение. По данным Минпромторга, оборудование для маркировки лекарственных препаратов обойдётся производителям от 3,5 до 9,5 млн руб. в зависимости от комплектации.

По оценкам ЦРПТ внедрение системы для одной товарной категории в масштабах страны должно обходиться примерно в 3 млрд руб. Кроме того, ЦРПТ будет получать плату за отслеживание каждой единицы товара, которая составит примерно 0,5 руб. Для меховых изделий 50 коп. – это копейки, а, например, для плавленого сырка?

Сам оператор предполагает, что цена продукта для конечного потребителя не повысится, а наоборот снизится на 10% за счёт того, что новая система позволит отменить часть существующих производственных процессов. Например, эта система позволит видеть остатки в любой точке реализации и повысить эффективность планирования.

Как обещают, система отслеживания позволит бороться с контрафактом, защитит российских производителей и повысит фискальные сборы. Покупатель сможет проверить любой товар с помощью смартфона через мобильное приложение «Честный знак». Если товар не будет найден, то покупатель сможет пожаловаться.

Жалоба, в зависимости от нарушения, будет передана в соответствующие контрольно-надзорные органы. Те будут иметь возможность проводить проверки недобросовестных производителей. Возможно, за это действие покупатель будет получать бонус в виде кешбэка. Варианты стимулирования  в данный момент обсуждаются.

Мясо

QR-коды, маркировка продуктов, молоко, маркировка молока, почему растут цены на молоко

С 1 июля 2018 года для некоторых продуктов вступает в силу приказ о введении электронной ветеринарной сертификации (ЭВС). Под действие приказа подпадают:

  • рыбное сырьё;
  • мясное сырьё;
  • все, что изготовлено из указанного выше сырья.

ЭВС была придумана еще в 2012 году. Для её реализации Всероссийский научно-исследовательский институт здоровья животных (ВНИИЗЖ) разработал систему «Меркурий». За эту работу подведомственный Россельхознадзору орган получил более 400 млн руб.

Изначально «Меркурий» планировали внедрить и в молочную продукцию, но потом от этой идеи отказались.

Принцип работы системы «Меркурий» заключается в том, что производитель сырья заполняет ветеринарный сертификат на сырьё в системе, отправляет сырьё на переработку, переработчик гасит этот сертификат, а на основании него готовит новый – на готовый продукт.

Затем сертификат перемещается на склад, а затем к месту назначения (в пункт реализации конечному потребителю), где его должен принять специалист. Причём неважно идёт речь о крупной торговой сети или о палатке с мороженым.

Стресс-тест

QR-коды, маркировка продуктов, молоко, маркировка молока, почему растут цены на молоко

Все, кто связан с производством продуктов питания, разделились на несколько групп. Одна группа поддерживает нововведение. Чаще всего сторонниками нововведений являются крупные производители мяса и рыбы, то есть те, кто ранее работал с ветеринарными сертификатами и получил возможность сэкономить на замене бумажных сертификатов электронными.

Нововведения поддержали и те, кто перерабатывает собственное сырьё: оформление разрешительных документов для них стало понятнее и проще.

Вторая категория – те, кто изначально был категорически против нововведений. К этой категории относятся небольшие производители готовой продукции животного происхождения, у которых отсутствуют средства для соответствия новым требованиям. К этой группе также относятся крупные компании с масштабными отгрузками и огромными партиями перемешиваемого сырья.

Противники нововведений акцентировали внимание на том, что оснащение среднего по размеру молочного завода новой системой потребует дополнительных затрат в размере 140 млн руб. Ещё столько же придётся тратить ежегодно на операционные расходы.

При этом цель – борьба с фальсифицированной продукцией, достигнута не будет, так как система не отслеживает растительное сырьё и оставляет простор для махинаций. В то же время добросовестным производителям придётся потратиться, что отразится на конечной стоимости продуктов, то есть на нас с вами – простых потребителях.

Крупнейшие переработчики молочной продукции решили проверить работоспособность системы по оформлению сертификатов, как если бы приказ о ветсертификации вступил бы в силу сегодня. Итогом стало обрушение системы из-за слишком большого объёма данных. Если бы это случилось в реальной жизни, молочные продукты не попали бы на полки магазинов, и были бы утилизированы, не покидая стены завода: так как система носит разрешительный, а не уведомительный характер.

Так или иначе, с 1 июля 2018 года все фермеры, производящие молоко и молочные продукты, будут обязаны переходить с бумажных сертификатов на электронные, а заводы должны научиться их принимать.

#QR-коды #молоко #повышение цен #маркировка товаров #регулирование продовольствия

Оставить комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here