06 октября. Суды стали чаще взыскивать в пользу автовладельцев компенсации за утрату автомобилем товарной стоимости после дорожно-транспортного происшествия. В случае если автомобиль человека был повреждён в результате ДТП не по его вине, страховщик и виновник аварии должны возместить все убытки. Если невозможно сделать автомобиль, как новеньким, то положена ещё и компенсация за утрату товарной стоимости.
Недавно житель Калининграда взыскал более 800 тыс. руб. со страховой компании за разбитый автомобиль, в том числе было взыскано 35 тыс. руб. в качестве компенсации за утрату автомобилем товарной стоимости.
У автовладельца был полис КАСКО, именно поэтому сумма компенсации столь велика.
«Большинство автолюбителей, попадая в ДТП, привыкли обращаться в страховую компанию по ОСАГО и требовать возмещение расходов непосредственно за ремонт автомобиля, и мало кто требует возмещение товарной стоимости», - приводит «Российская газета» слова автоэксперта Сергея Черкасова. Поэтому большинство автовладельцев по незнанию остаются без надбавок, а между тем, у тех, кто обратился за выплатой такой надбавки, есть реальный шанс взыскать дополнительные средства.
Алгоритм действий для получения компенсации за утрату товарной стоимости таков:
- Лицо, чей автомобиль пострадал в результате ДТП, обращается в независимую экспертную организацию, эксперты которой включены в реестр Минюста России.
- Полученное экспертное заключение направляется в страховую компанию, в которой открыто страховое дело.
- В течение 10 календарных дней (кроме нерабочих праздничных дней) обращение рассматривается.
Если страховая компания откажет в выплате компенсации, то придётся обращаться в суд. В этом случае, если страховая компания будет признана неправой, ей придётся ещё оплатить штраф за то, что суд заставил их делать их работу. Сумма штрафа – 50% от взыскиваемой суммы – эта сумма также пойдёт на счёт автовладельца.
В случае с калининградским автолюбителем, суд, как сообщает «Российская газета», взыскал и штраф. Поэтому сумма компенсации в пользу автолюбителя выросла с 17,5 тыс. руб. до 35 тыс. руб.
Напомним, что Верховный суд ещё в 2015 году принял решение о том, что утрата товарной стоимости является реальным ущербом, подлежащим возмещению автовладельцу. Как сказано в постановлении Пленума Верховного суда РФ: «утрата товарной стоимости представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида ТС и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных узлов и агрегатов автомобиля».
Другими словами, это величина, на которую автомобиль снизился в цене вследствие наличия у него кузовного ремонта. Так как когда автовладелец решит продать свой автомобиль, потенциальный покупатель, выбирая между отремонтированным и не попадавшим ранее в аварию автомобилем, может выбрать тот, который подвергался ремонту только при условии, что цена на него будет ощутимо ниже. Вот этот расчётный размер скидки на дату аварии и есть «утрата товарной стоимости автомобиля».
Причём, как разъяснил Пленум Верховного суда РФ, утрату товарной стоимости следует компенсировать даже в том случае, если автолюбитель отдал автомобиль на ремонт страховой компании. Ведь и в этом случае автомобиль не будет таким, как был прежде. И не будет стоить столько, сколько прежде. Но важно до обращения в суд обратиться в экспертную организацию для расчёта размера утраты товарной стоимости. Это позволит чётко аргументировать размер претензии в суде.
Как сообщает «Российская газета», утрата товарной стоимости не компенсируется при полной или частичной окраске ручек, корпусов зеркал и других небольших наружных элементов. Однако если потребовался кузовной ремонт, в том числе пластиковых деталей крышки багажника, капота, то компенсация за утрату товарной стоимости положена.