20 октября. В российский прокат вышел фильм Ксавье Долана, получивший Гран-при на Каннском фестивале – вторую по значимости награду после «Золотой пальмовой ветви». Более престижной награды режиссёр ещё не получал.
Фильм «Это всего лишь конец света» с одной стороны похож на другие. Тематически – эмоциональная зарисовка из жизни семейства, раздираемого противоречиями, в которой сюжетной линией идут отношения матери и сына. Стилистически – это долановское кино. Режиссёр любит включить попсовый трек и сделать из действия клип – в этом фильме это присутствует. Однако кое-что всё же поменялось. Изменилась интонация – если раньше фильмы Долана были самоуверенными манифестами, то сейчас чувствуется скорее растерянность.
Ксавье Долану 27 лет, свою дебютную картину «Я убил свою маму» режиссёр снял в 19 лет. Фильм прошёл на ура в каннской программе «Особый взгляд». Премьера следующей картины «Воображаемая любовь» также состоялась в Каннах. После этого режиссёра записали в вундеркинды мирового кино. В этом статусе он, взрослея, и пребывал все эти годы. Однако взрослел только он, но не его картины. Фильмы оставались подростковыми эмо-историями. Пытаясь развить свои фильмы, в 2013 году режиссёр впервые обратился к чужой пьесе «Том на ферме», но потерпел неудачу – его фильм был отвергнут на Каннах, в Венеции остался без наград. После этого провала, Долан снял эффектную «Мамочку», которая оставила у зрителей непонятное послевкусие, как будто режиссёру нравится играть умного недоросля среди больших дядь.
После этого всего появляется картина «Это всего лишь конец света». Фильм снят по пьесе Жана-Люка Лагарса. Главную роль – писателя Луи, который спустя 20 лет вернулся в родной дом, играет французский актёр Гаспар Ульель. Луи за всю картину произносит всего несколько десятков слов, в то время как другие герои фильма не замолкают.
Луи не может сказать родным, что в скором времени умрёт. По пьесе писатель умер от СПИДа, в фильме диагноз не озвучивается. Потому что смерть в фильме не физическая, а метаморфическая.
Ключевым эпизодом фильма является разговор Луи с братом Антуаном (которого играет Венсана Кассель). Луи прилетел в родной город рано утром, встретил рассвет в аэропорту за чашечкой кофе, оттягивая встречу с родными.
Разговор Луи с братом скорее как разговор Долана с самим с собой. Сам Луи понимает, что хватит демонстрировать старые трюки с «новой искренностью». Поэтому в этом фильме Долан хоронит не писателя Луи, а «старого себя» - человеку, которому скоро будет 30 лет, ему кажется глупостями то, что он считал нормальным 5 лет назад. Это труп своего «старого» я он демонстрирует в конце фильма.
Поклонники должны быть рады тому, что Долан достаточно умён, чтобы понять всё про себя. Плохо то, что страхи режиссёра оправданы – сейчас его можно сравнить с юным тенором, у которого только произошла ломка голоса и он никак не может к этому привыкнуть.
Юного вундеркинда Долана больше нет, «взрослый» Долан ещё пока не знает, что сказать миру.
Получается, что по-настоящему определяющим должен стать следующий фильм режиссёра.