Покупая подержанный автомобиль всегда главная цель – это понять, насколько «скручен» одометр автомобиля. От пробега зависит состояние множества узлов и агрегатов автомобиля, представляющих траты на техническое обслуживание, и остаточная стоимость машины. К сожалению, у большинства продаваемых автомобилей пробег скручен. Закон в настоящее время оставляет это на совести владельца, никак не регулируя данный момент. Хотя от него зависит и безопасность авто, ведь множество узлов автомобиля, начиная от тормозных дисков, колодок и заканчивая блоками АБС, имеют определённый ресурс, который зависит и от пробега.
Как у них
В других странах отношение к данному вопросу намного жёстче: например, в Германии или Бельгии можно получить уголовный срок за скручивание пробега и штраф. Конечно, некоторых и это не останавливает, но в целом пробег у автомобилей в этих странах реальный.
В США существует единый реестр страховых служб, в который заносятся любые операции по регистрации авто, а также информация о пробеге, данные о ДТП и повреждениях. Предприимчивые американцы на этом сделали бизнес: за небольшое вознаграждение можно получить эту информацию «из первых рук». За скручивание пробега предусмотрена ответственность, как за подделку документов.
Почему всё так
Ситуацию на рынке поддержанных авто хорошо иллюстрирует «теория о рынке лимонов» Джорджа Акерлофа. Полностью данная теория называется: «Рынок «лимонов»: неопределённость качества и рыночный механизм». Если кратко, то суть теории сводится к тому, что покупатель не может знать реального качества товара и не в состоянии определить его при короткой проверке, этой информацией владеет лишь продавец, цена на товар в плохой кондиции заметно ниже, а со временем плохой товар полностью вытеснит хороший с рынка.
Продавцы качественного товара окажутся в ситуации, когда сбыт товара «за рыночную цену» просто не будет иметь для них смысла, а продавать плохой товар намного выгоднее. В итоге весь рынок перейдёт на торговлю плохим товаром и начнётся новый этап, уже противостояния «лимонов» и «горьких лимонов».
На мой взгляд, аналогия на лицо. Те, кто продаёт автомобиль в отличном состоянии и с истинным пробегом, просто не могут конкурировать с теми, кто «подшаманил» «ведёрко» и скрутил пробег. Более того, автомобили со скрученным пробегом и в плохом состоянии оказываются в глазах покупателя лучше, чем действительно хороший автомобиль, просто в силу низкой квалификации покупателя и извечной тягой человечества привязаться к объективным численным данным для сравнения.
Средний покупатель автомобиля мало разбирается в технических особенностях и список вещей, которые он проверяет при покупке, крайне мал.
В первую очередь покупатель смотрит на внешнее состояние, отсутствие видимых повреждений, чистоту салона, блеск краски. Затем – способность автомобиля ехать без дыма, лишних звуков, ударов и прочих явно негативных «спецэффектов». Затем – год выпуска и пробег.
Если вы когда-либо были на авторынке, то вы без труда вспомните: ряды чистых, блестящих машин, с «отхимчищенным» салоном, слегка отполированные, с бумажными ковриками «мы сохраним в чистоте ваш салон», с установленной дешёвой (но новой) китайской оптикой, с натёртой «чернителем» резиной. И, естественно, с маленьким пробегом, рассказами о дедушках и бабушках, которые совсем не ездили на автомобиле, годом выпуска, который порой расходится с тем, который указан в ПТС, на годик.
Это суть любой системы, пытающейся получить максимальную прибыль: красиво упаковать плохой товар и попытаться скорректировать данные, за которые покупатель может уцепиться. При этом совершенно не важно, что серьёзные дефекты даже не скрыты, кузовные элементы «не родные», неровные зазоры, следы некачественной сварки, потёки масла и т.п.
Продавцы «лимонов» маскируются под обычных людей, которые продают свои автомобили. Ситуация доходит до абсурда: человек, продающий автомобиль в действительно хорошем состоянии с реальным пробегом, причём разумным, соответствующим году выпуска авто, не может продать его за разумную цену. Покупатели ждут, что их обманут, и не поощряют честных продавцов.
Анализ вторичного рынка автомобилей
Если проанализировать имеющиеся в настоящее время в продаже автомобили на вторичном рынке, то можно выявить интересную тенденцию. Автомобили, выпущенные недавно, имеют максимальные и минимальные пробеги заметно выше, чем автомобили годом выпуска старше. Причём, если сделать выборку и проанализировать её, то можно заметить, что данная тенденция касается всех автомобилей выборки.
Причина проста: показания одометра корректируются на некий средний (по мнению продавца) показатель. Обычно стараются не допустить пробега выше 60 тыс. км на 3-летних авто и 100 тыс. км на 5-летних машинах – это своеобразная верхняя граница, по которой явно заметно, что пробег корректировали. Но в выборке обязательно присутствуют автомобили и с меньшими пробегами, порой маловероятными на первый взгляд и явно скорректированными – состояние авто в этих случаях не соответствует заявленному пробегу.
Дальше только хуже: автомобили возрастом 10 – 20 лет упорно держат пробеги около цифр 200 тыс. км, в крайнем случае - 250 тыс. км. Те, у кого пробеги выше, смотрятся «белыми воронами».
Почему продавцы так делают
Всё просто, за многие годы продавцы так привыкли к обману, что, кажется, уже и забыли о том, что современный автомобиль может «пробежать» куда больше, чем 200 тыс. км без серьёзного ремонта, они просто не желают воспринимать автомобили с пробегом выше 200 тыс. км.
5-летний автомобиль с пробегом 150 тыс. км просто обречён – его не купят, даже в идеальном состоянии. Зато автомобиль того же возраста со скрученным пробегом в 30 тыс. км – уйдёт моментально. Если пробег 350 тыс. км у 10-летнего автомобиля, то случайных покупателей не будет: звонить будут или ценители модели, или перекупы, которые смотают пробег и продадут машину в полтора раза дороже.
Никакие разумные доводы на покупателей не действуют. Не помогает и то, что средний пробег в России никак не меньше 15 тыс. км в год, ни то, что в первую очередь нужно смотреть на состояние автомобиля, чем на цифры на одометре. Проверки в любых сервисах (хотя о таких проверках можно написать целый мемуар), сервисные книжки не смогут убедить покупателя. Магия цифр сильнее.
Сильнее даже того факта, что вовремя обслуженная и хорошо ухоженная машина с пробегом 200 тыс. км намного надёжнее, чем аналогичная с пробегом вдвое меньше, но о ремонте которой никто не заботился, ориентируясь на поговорку «ездит, и ладно».
В такой ситуации даже честный продавец посмотрит на ситуацию на рынке, плюнет на всё и смотает пробег, потому что выхода нет, адекватных покупателей крайне мало.
Операция окупается многократно: автомобиль с небольшим пробегом «улетает» намного быстрее. А что до чувства вины… В чём смысл продавать качественный товар дешево, если другие продают за эту сумму «труп»? В итоге, по экспертным оценкам, около 90% автомобилей на российском вторичном рынке имеют скрученный в среднем на 30% пробег.
А что говорит закон
Казалось бы, наиболее заинтересованной стороной в устранении механизма, который портит рынок поддержанных авто, является само государство в лице своих регуляторов, отвечающих за безопасность дорожного движения и Центробанк, ответственный за тарифы страховых компаний.
Автомобиль со «смотанным» пробегом при оценке дорожно-транспортного происшествия имеет более высокую остаточную стоимость компонентов, а значит при «скручивании» пробега наносит ущерб страховой компании. Однако страховых компаний, кажется, это не волнует – они думают лишь о повышении тарифов.
Зачем сокращать издержки, если можно просто увеличить поток наличных денежных средств в кассу?
Однако правительство над этим вопросом всё-таки работает. Так, планируется введение электронных ПТС, которые могут улучшить ситуацию со скручиванием пробегов. Согласно предварительным данным, в числе параметров, которые будут обязательными, будет информация о сроках проведения ТО – вероятней всего, данные будут браться из ЕАИС диагностических карт. Данная система уже сейчас содержит информацию о пробеге.
Кроме того, в электронный ПТС могут быть включены данные о пробеге на момент совершения сделки купли-продажи со связью с базой данных автомобильных дилеров. Те в свою очередь уже давно выступают за единую базу данных поддержанных авто, ведь «лимоны» подрывают их бизнес – автомобили с небольшими пробегами и не видимыми глазу проблемами отнимают как минимум небольшую долю рынка новых авто.
Автор: Artem Grigorov