Как можно дороже: почему продавцам приходится корректировать пробег

0
1622
автомобили, поддержанные авто, купить поддержанное авто, почему страшно покупать поддержанные машины, скручивание пробега, зачем скручивают пробег, статья про авто, как купить поддержанную машину, покупаем поддержанное авто, на что обратить внимание при покупке авто

Покупая подержанный автомобиль всегда главная цель – это понять, насколько «скручен» одометр автомобиля. От пробега зависит состояние множества узлов и агрегатов автомобиля, представляющих траты на техническое обслуживание, и остаточная стоимость машины. К сожалению, у большинства продаваемых автомобилей пробег скручен. Закон в настоящее время оставляет это на совести владельца, никак не регулируя данный момент. Хотя от него зависит и безопасность авто, ведь множество узлов автомобиля, начиная от тормозных дисков, колодок и заканчивая блоками АБС, имеют определённый ресурс, который зависит и от пробега.

Как у них

В других странах отношение к данному вопросу намного жёстче: например, в Германии или Бельгии можно получить уголовный срок за скручивание пробега и штраф. Конечно, некоторых и это не останавливает, но в целом пробег у автомобилей в этих странах реальный.

В США существует единый реестр страховых служб, в который заносятся любые операции по регистрации авто, а также информация о пробеге, данные о ДТП и повреждениях. Предприимчивые американцы на этом сделали бизнес: за небольшое вознаграждение можно получить эту информацию «из первых рук». За скручивание пробега предусмотрена ответственность, как за подделку документов.

Почему всё так

автомобили, поддержанные авто, купить поддержанное авто, почему страшно покупать поддержанные машины, скручивание пробега, зачем скручивают пробег, статья про авто, как купить поддержанную машину, покупаем поддержанное авто, на что обратить внимание при покупке авто

Ситуацию на рынке поддержанных авто хорошо иллюстрирует «теория о рынке лимонов» Джорджа Акерлофа. Полностью данная теория называется: «Рынок «лимонов»: неопределённость качества и рыночный механизм». Если кратко, то суть теории сводится к тому, что покупатель не может знать реального качества товара и не в состоянии определить его при короткой проверке, этой информацией владеет лишь продавец, цена на товар в плохой кондиции заметно ниже, а со временем плохой товар полностью вытеснит хороший с рынка.

Продавцы качественного товара окажутся в ситуации, когда сбыт товара «за рыночную цену» просто не будет иметь для них смысла, а продавать плохой товар намного выгоднее. В итоге весь рынок перейдёт на торговлю плохим товаром и начнётся новый этап, уже противостояния «лимонов» и «горьких лимонов».

На мой взгляд, аналогия на лицо. Те, кто продаёт автомобиль в отличном состоянии и с истинным пробегом, просто не могут конкурировать с теми, кто «подшаманил» «ведёрко» и скрутил пробег. Более того, автомобили со скрученным пробегом и в плохом состоянии оказываются в глазах покупателя лучше, чем действительно хороший автомобиль, просто в силу низкой квалификации покупателя и извечной тягой человечества привязаться к объективным численным данным для сравнения.

Средний покупатель автомобиля мало разбирается в технических особенностях и список вещей, которые он проверяет при покупке, крайне мал.

В первую очередь покупатель смотрит на внешнее состояние, отсутствие видимых повреждений, чистоту салона, блеск краски. Затем – способность автомобиля ехать без дыма, лишних звуков, ударов и прочих явно негативных «спецэффектов». Затем – год выпуска и пробег.

Если вы когда-либо были на авторынке, то вы без труда вспомните: ряды чистых, блестящих машин, с «отхимчищенным» салоном, слегка отполированные, с бумажными ковриками «мы сохраним в чистоте ваш салон», с установленной дешёвой (но новой) китайской оптикой, с натёртой «чернителем» резиной. И, естественно, с маленьким пробегом, рассказами о дедушках и бабушках, которые совсем не ездили на автомобиле, годом выпуска, который порой расходится с тем, который указан в ПТС, на годик.

Это суть любой системы, пытающейся получить максимальную прибыль: красиво упаковать плохой товар и попытаться скорректировать данные, за которые покупатель может уцепиться.  При этом совершенно не важно, что серьёзные дефекты даже не скрыты, кузовные элементы «не родные», неровные зазоры, следы некачественной сварки, потёки масла и т.п.

Продавцы «лимонов» маскируются под обычных людей, которые продают свои автомобили. Ситуация доходит до абсурда: человек, продающий автомобиль в действительно хорошем состоянии с реальным пробегом, причём разумным, соответствующим году выпуска авто, не может продать его за разумную цену. Покупатели ждут, что их обманут, и не поощряют честных продавцов.

Анализ вторичного рынка автомобилей

автомобили, поддержанные авто, купить поддержанное авто, почему страшно покупать поддержанные машины, скручивание пробега, зачем скручивают пробег, статья про авто, как купить поддержанную машину, покупаем поддержанное авто, на что обратить внимание при покупке авто

Если проанализировать имеющиеся в настоящее время в продаже автомобили на вторичном рынке, то можно выявить интересную тенденцию. Автомобили, выпущенные недавно, имеют максимальные и минимальные пробеги заметно выше, чем автомобили годом выпуска старше. Причём, если сделать выборку и проанализировать её, то можно заметить, что данная тенденция касается всех автомобилей выборки.

Причина проста: показания одометра корректируются на некий средний (по мнению продавца) показатель. Обычно стараются не допустить пробега выше 60 тыс. км на 3-летних авто и 100 тыс. км на 5-летних машинах – это своеобразная верхняя граница, по которой явно заметно, что пробег корректировали. Но в выборке обязательно присутствуют автомобили и с меньшими пробегами, порой маловероятными на первый взгляд и явно скорректированными – состояние авто в этих случаях не соответствует заявленному пробегу.

Дальше только хуже: автомобили возрастом 10 – 20 лет упорно держат пробеги около цифр 200 тыс. км, в крайнем случае - 250 тыс. км. Те, у кого пробеги выше, смотрятся «белыми воронами».

Почему продавцы так делают

автомобили, поддержанные авто, купить поддержанное авто, почему страшно покупать поддержанные машины, скручивание пробега, зачем скручивают пробег, статья про авто, как купить поддержанную машину, покупаем поддержанное авто, на что обратить внимание при покупке авто

Всё просто, за многие годы продавцы так привыкли к обману, что, кажется, уже и забыли о том, что современный автомобиль может «пробежать» куда больше, чем 200 тыс. км без серьёзного ремонта, они просто не желают воспринимать автомобили с пробегом выше 200 тыс. км.

5-летний автомобиль с пробегом 150 тыс. км просто обречён – его не купят, даже в идеальном состоянии. Зато автомобиль того же возраста со скрученным пробегом в 30 тыс. км – уйдёт моментально. Если пробег 350 тыс. км у 10-летнего автомобиля, то случайных покупателей не будет: звонить будут или ценители модели, или перекупы, которые смотают пробег и продадут машину в полтора раза дороже.

Никакие разумные доводы на покупателей не действуют. Не помогает и то, что средний пробег в России никак не меньше 15 тыс. км в год, ни то, что в первую очередь нужно смотреть на состояние автомобиля, чем на цифры на одометре. Проверки в любых сервисах (хотя о таких проверках можно написать целый мемуар), сервисные книжки не смогут убедить покупателя. Магия цифр сильнее.

Сильнее даже того факта, что вовремя обслуженная и хорошо ухоженная машина с пробегом 200 тыс. км намного надёжнее, чем аналогичная с пробегом вдвое меньше, но о ремонте которой никто не заботился, ориентируясь на поговорку «ездит, и ладно».

В такой ситуации даже честный продавец посмотрит на ситуацию на рынке, плюнет на всё и смотает пробег, потому что выхода нет, адекватных покупателей крайне мало.

Операция окупается многократно: автомобиль с небольшим пробегом «улетает» намного быстрее. А что до чувства вины… В чём смысл продавать качественный товар дешево, если другие продают за эту сумму «труп»? В итоге, по экспертным оценкам, около 90% автомобилей на российском вторичном рынке имеют скрученный в среднем на 30% пробег.

А что говорит закон

автомобили, поддержанные авто, купить поддержанное авто, почему страшно покупать поддержанные машины, скручивание пробега, зачем скручивают пробег, статья про авто, как купить поддержанную машину, покупаем поддержанное авто, на что обратить внимание при покупке авто

Казалось бы, наиболее заинтересованной стороной в устранении механизма, который портит рынок поддержанных авто, является само государство в лице своих регуляторов, отвечающих за безопасность дорожного движения и Центробанк, ответственный за тарифы страховых компаний.

Автомобиль со «смотанным» пробегом при оценке дорожно-транспортного происшествия имеет более высокую остаточную стоимость компонентов, а значит при «скручивании» пробега наносит ущерб страховой компании. Однако страховых компаний, кажется, это не волнует – они думают лишь о повышении тарифов.

Зачем сокращать издержки, если можно просто увеличить поток наличных денежных средств в кассу?

Однако правительство над этим вопросом всё-таки работает. Так, планируется введение электронных ПТС, которые могут улучшить ситуацию со скручиванием пробегов. Согласно предварительным данным, в числе параметров, которые будут обязательными, будет информация о сроках проведения ТО – вероятней всего, данные будут браться из ЕАИС диагностических карт. Данная система уже сейчас содержит информацию о пробеге.

Кроме того, в электронный ПТС могут быть включены данные о пробеге на момент совершения сделки купли-продажи со связью с базой данных автомобильных дилеров. Те в свою очередь уже давно выступают за единую базу данных поддержанных авто, ведь «лимоны» подрывают их бизнес – автомобили с небольшими пробегами и не видимыми глазу проблемами отнимают как минимум небольшую долю рынка новых авто.

Автор: Artem Grigorov

Оставить комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here