21 октября. Роспотребнадзор планирует ужесточить наказание за фальсификацию пищевых продуктов. Для этого ведомство планирует ввести в Кодекс об административных правонарушениях новую статью.
Штрафы для индивидуальных предпринимателей начнутся от 30 тыс. рублей, для юридических лиц – от 50 тыс. рублей. За повторное нарушение предусмотрен штраф в повышенном размере: для индивидуальных предпринимателей – от 100 тыс. рублей, для юридических лиц – от 300 тыс. до 1 млн рублей.
По данным Роспотребнадзора, чаще всего фальсифицируют молочную продукцию – около 80% фальсификаций. Основное нарушение – это замена молочного жира растительным маслом.
«За 9 месяцев текущего года в Роспотребнадзор поступило более 1700 уведомлений о выявлении в обороте фальсифицированной молочной продукции», - сообщает «Российская газета».
При этом доля фальсифицированной молочной продукции (т.е. продукции, не соответствующей российским стандартам) растёт. Если в 2014 году таких продуктов было 6,1%, то в 2015 году – уже 6,4%. Четверть молочного фальсификата обнаруживают в детских садах, школах и больницах.
Роспотребнадзор предлагает повысить штрафы за обнаруженную в этих учреждениях фальсифицированную продукцию для ИП – от 50 тыс. рублей, для юридических лиц – от 100 тыс. рублей.
«Союз молочников сообщает, что больше половины молочной продукции является фальсификатом. Сами производители добавляют в продукцию растительные добавки, после добавления которых продукцию нельзя считать соответствующей нормам, - отмечает генеральный директор Экспертно-аналитического центра агробизнеса «АБ-Центр» Алексей Плугов. – Обман потребителей заключается не только в том, что потребитель теряет деньги, но и в том, что он употребляет те продукты, которые не знает. Например, кому-то запрещены растительные добавки, у кого-то они могут вызвать аллергию, соответственно, такой фальсификат грозит потребителю серьёзными проблемами со здоровьем».
Принятие законопроекта должно дисциплинировать производителей и предотвратить заболевания и отравления, связанные с употреблением фальсифицированной продукции – считают эксперты Роспотребнадзора.
«Объём поставок пальмового масла в нашу страну ежегодно увеличивается. Всё это идёт на молочноперерабатывающие предприятия, которые за счёт пальмового масла снижают свои затраты и экономят на себестоимости продуктов, - отмечает Алексей Плугов. – Платёжеспособность населения России падает, растёт спрос на дешёвое питание. А масло и молоко – это наиболее востребованные продукты, они необходимы для здоровья человека, поэтому на них делают упор».
Действительно, молочная продукция является наиболее потребляемой категорией товаров. По данным Nielsen, за первое полугодие 2016 года в категории традиционной молочной продукции лидирует пастеризованное молоко. На его долю приходится 48% в натуральном выражении, на втором месте кефир (19,2%), на третьем – стерилизованное молоко (16,2%), на четвёртом сливки (7,4%). «Больше всего среди молочных продуктов россияне потребляют питьевые йогурты (37%), йогурты (22,5%) и творожные десерты (12,5%). При этом в 2016 году наибольший рост продаж наблюдался у глазированных сырков», - отмечает директор по работе с глобальными компаниями Марина Лапенкова.
Недобросовестные производители не гнушаются добавлением пальмового масла в йогурты и в сметану. «Фактически весь ассортимент молочной продукции имеет в своём составе пальмовое масло», - отмечает Алексей Плугов.
Если с молоком проблема стоит наиболее остро, это не значит, что с другими продуктами всё в порядке. В Роскачестве корреспонденту «Политического класса» рассказали, что в настоящее время на потребительском рынке есть ряд проблемных категорий. «Роскачество постоянно выявляет факты фальсификации. Иногда они безобидные, например, когда в упаковке с сёмгой эксперт обнаруживает форель. Это подмена одинакового по стоимости товара. Хуже, когда фальсификация является попыткой сэкономить. Например, в 1/3 исследований эксперты обнаружили дешёвый минтай или пикшу вместо сёмги», - отметил эксперт.
Поможет ли инициатива уменьшить объём фальсификата в России – большой вопрос. Размер штрафов не слишком велик. Эксперты уверены, что нужно быть жёстче. «Штрафы должны быть кратными. Попался – заплатил штраф, повторное нарушение – заплатил больше, а третий раз – закрытие производства», - уверен Алексей Плугов. Необходимы серьёзные меры наказания, чтобы у производителя даже желания не было «попытаться».